Русский стиль

Мы уже давно привыкли к стандартизированной обстановке. Удобная и стильная, универсально однообразная, она решает за нас множество проблем.

Но иногда, в качестве альтернативы, мы создаём иное пространство и приобретаем на кухню уютный "уголок" с пёстрым рисунком обивки и столиком с резными боковинами вместо ножек, вешаем на стены жостовские подносы, расцвечиваем однообразные шкафы и полки хохломскими ковшами и солонками. Пытаясь создать единый стиль и насыщая интерьер плетёными коробами и расписной утварью, мы называем получившееся - кантри или деревенским стилем, хотя вернее было бы назвать его русским. Тем более что относительно недавняя история даёт нам вполне конкретный пример такого стиля.

"Русский стиль" был необычайно популярен в архитектуре и интерьере конца XIX века. Представление о нём есть почти у каждого. Достаточно вспомнить узорные, похожие на боярские терема, здания Политехнического (архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) и Исторического (архитектор В. О. Шервуд) музеев. Окна, украшенные резными, белокаменными наличниками, бочёнкообразные колонки, эффектные кубоватые кровли, поливные изразцы, украшавшие прежде русскую архитектуру XVII века, становятся в это время любимыми декоративными мотивами архитекторов национального стиля. Интерьеры же в таких домах могли быть совершенно различными. Всё зависело от пристрастий и дохода хозяина. Помните, как устраивала свою столовую "в русском вкусе" героиня чеховской "Попрыгуньи"? Ольга Ивановна Дымова оклеивала стены  лубочными картинами, вешала лапти и серпы, украшала углы косами и граблями. Совсем иное - интерьеры московского дома купца Н. В. Игумнова, построенного для него ярославским зодчим Н. И. Поздеевым. Монументально величественные, резные деревянные двери парадного входа, передней и аванзала были оформлены многоцветными керамическими пилястрами, продолжающимися кокошниками или неким подобием гигантских корон. Золотые цветы на красном фоне стены переходили в стебли сказочных растений, причудливо изгибающихся в нервюрах потолка. При этом не возникало ощущения варварской пестроты, поскольку насыщенная,  но ограниченная гамма золотых (собственно жёлтого, охристого и золотого), красных, голубых и сине-зелёных тонов дублировалась в плитках пола и стёклах цветных витражей. При всей несхожести, эти интерьеры объединяло одно - стремление к созданию самобытной обстановки. Только в первом случае прототипом служила русская крестьянская изба, во втором - боярские хоромы. Но чаще "русский стиль" создавали именно предметы: мебель, посуда, различная утварь. Элементы народного убранства можно было встретить во многих усадьбах, где простые досчатые полы застилались домоткаными половиками, а стены и  мебель покрывали пёстрыми ситцами.

Традиционные крестьянские художественные ремёсла "вошли" в городские гостиные и столовые благодаря художественно-ремесленным мастерским, созданным М. К. Тенишевой в имении Талашкино и С.И. Мамонтовым в усадьбе Абрамцево. Для создания образцов, для последующего тиражирования, приглашались такие художники как Сергей Малютин, Николай Рерих, Елена Поленова, Виктор Васнецов, Михаил Врубель. Изучая народные образцы и создавая изразцовые печи, майоликовую посуду, резную деревянную мебель, в общем то, они работали над интерьером, организующим началом которого выступала декоративность. В таком интерьере непременно должны были быть панно, живопись, керамика, вышивка, украшенная резьбой и росписью мебель. Не копируя, а лишь вдохновляясь стариной, мастерские поставляли на внутренний и внешний рынки вещи, которые были одновременно и стильны, и современны, и несли на себе печать старины.

Конечно, наивно было бы сейчас воссоздавать помпезные интерьеры дома Игумнова или клеить на кухне лубочные картинки. Но русский интерьер как тогда, в XIX веке, так и сейчас легко создаётся вещами. Подумайте, ведь универсальность такого интерьера состоит именно в возможности отойти от наскучивших шаблонов.  Смысл всего этого - в создании неповторимой обстановки домашнего уюта в окружении предметов, чьи безыскусное очарование и простота форм проверены временем. Так что, покупая в художественном салоне интересный берестяной короб или расписной ларец, вы имеете все шансы создать, со временем, свой собственный интерьер в "русском вкусе".

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий