Готический стиль в интерьере.
Готический стиль в интерьере зародился еще во времена средневековья, но до сих пор не утратил своей актуальности.
Интерьер:
Замковая архитектура, присущая романскому стилю в XIII - XV вв. утрачивает своё значение. В качестве жилого здания теперь используется городской дом или дворец. Внутреннее его устройство ещё приобрело логической стройности, скажем, возрожденческой архитектуры, но некоторая система в планировке прослеживается. На первом этаже, как правило, располагались представительские интерьеры. Всё та же большая зала, служащая, в зависимости от потребностей, приёмной, залам для аудиенций, парадной залой для званого обеда и т.д. На втором этаже размещались частные комнаты - спальни и обеденные залы.
Полы:
В романскую эпоху, как мы знаем, полы в основном декорировались керамической плиткой. Причём плиткой терракотовой, то есть обожженной, но не глазурованной. В готику керамические полы сохраняют своё значение, но плитка уже поливается цветной глазурью. Преобладающие цвета - коричневый, жёлтый, чёрный, оттенки зелёного, реже - красноватый и охра. Плитки могли быть одноцветными и тогда из них укладывался цветной геометрический орнамент, но могли быть и расписными, то есть с цветным узором на каждой плитке. Полы, известные нам по книжным миниатюрам - мраморные пластины, нарезанные квадратами, чрезвычайно популярны в эту эпоху. В основном это - чёрно - белая шахматная доска, но могут быть и чередующиеся квадраты бело и серого или розового мрамора.
Потолки:
Довольно разнообразны в эту эпоху. По-прежнему популярны балочные потолки, где балки тёмного дерева оформляют светлый оштукатуренный потолок. Но приобретают большое значение и кессонированные потолки, образованные пересечением балок, при котором потолок условно делится на большие квадраты или ромбы. Принцип декорации такой же, как и в балочном перекрытии. Тёмное дерево окантовывает светлый потолок. Но иногда потолок между балками расписывался, в кессонах размещались расписные декоративные, чаще растительные мотивы. Кессоны могла оформлять и плоская резьба.
Стены :
Довольно распространённый вариант декорации стен в эту эпоху - наличие расписного фриза в верхней части стены. Как правило это крупный растительный орнамент (четырёхлистники или деревья, мотив лилии или трёхлистника, расположенные в квадратах), выполняемый в технике трафарета. Дальше следует плоскость стены, расписанная крупными растительными мотивами, чаще всего это - мотив вьющейся виноградной лозы. Нижняя часть стены - цоколь декорируется деревянными панелями, которые либо сохраняют фактуру дерева, либо расписываются под ткань, забранную фестонами. Самый простой вариант декорации - гладь стены, белёная с расписным фризом и деревянным цоколем. Очень красивый декор в готическом интерьере - окрашенная в бутылочно-зелёный или насыщенно синий цвета деревянные панели на стене с вмонтированными в них золочёными или посеребренными крестиками, лилиями, трёхлистниками, звездами или полумесяцами. Такое же оформление носили ткани, если они служили балдахином - шатром над кроватью. Стены оформлялись так же ткаными коврами - шпалерами. Сюжеты были самые разнообразные - псовые и соколиные охоты, библейский сюжеты, любовные романы. Они развешивались свободно на стене, иногда сплошным полем закрывая её. Так же, сплошным полем могли декорировать стену и ткани. Позже этот принцип вполне реализуется в тканевых шёлковых или бархатных обивках стены в барокко и рококо.
Окна:
Форма могла быть и прямоугольной, и стрельчатой, и арочной. В случае стрельчатого или круглого арочного завершения окна забирались цветным стеклом (витражами) с частыми переплетениями. Если окна были прямоугольными, то в верхней части они оформлялись стеклом с диагональными переплетениями и узлами в местах соединения прутьев, в нижней забирались сначала сетчатыми, затем глухими деревянными ставнями.
Двери:
В деревянную или бронзовую решётку - несущую конструкцию - вставлялись бронзовые рельефные пластины. В принципе здесь продолжается романская традиция оформления дверей, но сами рельефы становятся более пластичными, формы дверей не такие тяжёлые как в предыдущую эпоху. Межкомнатные двери проще. В основе своей это деревянная панель со ступенчатым характером обработки филёнки.
Мебель:
В украшении мебели начинают преобладать архитектурные мотивы - стрельчатые арки, аркатурно - колончатые пояски, готические розы. На лицевых фасадах сундуков или кресел исполняются скульптурной резьбой отдельные фигуры и настоящие сцены из современной жизни. Основной формой мебели по прежнему остаётся сундук, на основе которого строятся все остальные формы меблировки. Готическое кресло - это тот же сундук, но с высокой резной спинкой и локотниками. Верх спинки заканчивается иногда карнизом с резным гребнем. Скамьи того времени - сундук, но более длинный, с узкой резной спинкой. Прототипом шкафа - поставца является опять же сундук, "вставший" на ножки. Со временем открытое пространство между ножками стали зашивать, а сам поставец ставить на высокий подиум. Поставец служил для хранения серебряной посуды, поэтому его дверцы часто были прорезными, так, чтобы была возможность репрезентировать дорогую утварь. В нижней части, на подиуме стояли начищенные до блеска медные котлы и жаровни. В принципе поставец можно считать прообразом буфета. Дверцы кроме того снабжались красивыми петлями и замками, само дерево в эпоху поздней готики иногда покрывали краской и позолотой. Появляются и закрытые большие шкафы с четырьмя или двумя дверцами. Иногда в нижней части устраивались ещё и выдвижные ящички. На филёнках готической мебели особенно часто встречается плоский орнамент в виде уложенного складками куска пергамента или полотна. Готические столы по сравнению с романскими стали несколько изящнее. На боковых щитах появилась плоская резьба, средняя их часть облегчена проёмом в виде двойного или одинарного готического окна с решёткой переплёта. В коробках подстолья стали устраивать выдвижные ящички. Основным материалом для изготовления готической мебели служат дуб или орех.