Барокко (причудливый) - стиль, который обычно связывают со временем правления Людовика XIV (короля-солнце) во Франции.
На самом деле истоки барочной эстетики следует искать в позднем Возрождении и стиле, обычно называемом маньеризм. В конце XVI - начале XVII вв. итальянское искусство словно теряет былую ясность и стройность Ренессанса. В картинах и скульптуре появляется театральная, аффективная пластика, цветовая палитра становиться более яркой и контрастной, чему немало способствует преимущественное использование масляных красок. Контрасты света и тени, сложные, ломаные силуэты, общая чрезмерная пышность итальянского искусства этого времени и повлияли на становление европейского стиля барокко. Итальянское барокко совпадает по времени с общеевропейским и безраздельно "правит" в XVII веке. В России, барокко, отчасти совмещённое с рококо, проявит себя только в первой половине XVIII в.
Несмотря на обилие лепнины и резной позолоченной декорации барокко - очень логичный стиль, где легко проследить принципы симметрии. Достаточно вспомнить основную планировочную композицию интерьеров этой эпохи. Так называемый анфиладный принцип - вытянутые по оси комнаты (дверь в дверь) позволяет показать роскошное убранство интерьеров, когда посетитель попадает в приёмные покои, минуя на своём пути многочисленные "куропаточные", "белые" или "голубые" столовые, гостиные, спальни и т.д.
Полы: Чаще всего это наборный, сложного рисунка, паркет. В композиции преобладает осевая ориентация рисунка, по направлению анфилады. Но могли быть и паркетные полы со строгим геометрическим рисунком в два-три цвета (тёмные ромбы или квадраты, с вписанными в них розетками, окантованные более светлым или, наоборот - тёмным бордюром). На кухнях и в хозяйственных помещениях сохраняют своё значение полы из чередующихся черно-белых мраморных квадратов. Мрамор мог оформлять и полы дворцовых интерьеров, будучи подобран в серебристо-серой, розово-красной, белой гамме.
Потолки: Как правило это плафон - расписной потолок с сюжетной живописью. Мог расписываться масляными красками сам свод или на свод наклеивался уже готовый расписной холст. Любимыми мотивами были разнообразные колесницы с четвёркой - квадригой лошадей, управляемой Аполлоном или Венерой. Такая колесница изображалась на фоне "прорыва" в небо. Небеса с кудрявыми облаками и парящими музами, разбрасывающими с высоты цветы - вообще были любимым мотивом в росписи потолка. Иногда полки иллюзорно продолжали реальную декорацию стен (колонны, соединённые арками, ниши со скульптурой, нарисованные на потолке так, словно они продолжают стену). Такой приём способствовал оптическому увеличению высоты помещения. Как правило плафон "отбивался" от стены золочёным лепным или резным карнизом. Очень мощные в эту эпоху, они составлялись не только из сложного геометрического профиля, но и украшались рогами изобилия, фруктами, цветами, резными листами аканта, крупными завитками. Не только карнизы, но и сам плафон мог совмещать роспись с рельефными золочёными орнаментами.
Стены: Чрезвычайно разнообразные в эту эпоху, поэтому мы рассмотрим различные варианты декорации барочной стены. 1) Стены, обтянутые бархатом насыщенно синего, изумрудно-зелёного или малиново-красного цвета. Такие стены служили отличным фоном для оправленных в тяжёлые "золотые" рамы картин. 2)Стены, обтянутые шёлковыми тканями с крупным цветочным рисунком. 3) Стены, сплошь забранные картинами без просветов, окантованными золочёными рамами (так называемый шпалерный принцип развески картин). 4) Стены, облицованные светлым мрамором, пластины которого окантованные корпусными блестящими орнаментами. Мраморные стены предполагают наличие ордерных элементов - колонн, полуколонн, пилястр. Стволы таких колонн изготавливаются из малахита или голубого мрамора, базы и капители непременно золотятся. Могут устраиваться ниши для демонстрации мраморной или бронзовой скульптуры. Барочные интерьеры до передела насыщены картинами, зеркалами в золочёных и серебрёных рамах. Зеркала вешаются на шёлковых лентах с наклоном (как картины). Чаще всего зеркала вешаются над консольными столиками и каминами. Камины в эту эпоху имеют прямоугольное очертание устья, украшенное обильной лепниной, копирующей столь же пышное рельефное обрамление порталов дверей.
Мебель: Мебель барокко в Италии выполняется из орехового дерева и украшается резными картушами, завитками, листьями аканта. Столовые доски преимущественно выполняются из цветного мрамора с флорентийскими мозаиками. Флорентийской же мозаикой выкладываются сюжетные сцены на деревянных дверцах бюро-кабинетов. Резные украшения в подстольях, ножках кресел и кабинетов украшаются позолотой и росписью с изображением нагих гениев, наяд, негров, орлов, свёрнутых лент и т.д. Мебель оббивается тёмным бархатом с крупными узорами. Кресла имеют ножки, поставленные вертикально, изогнутые или пирамидальной формы с кувшинообразным расширением в верхней части. Массивные, украшенные резьбой и позолотой, они скреплены проногами или изогнутой крестовиной с резным вазоном посередине. Спинки высокие с полукруглым верхом, глухие или в виде небольшой перемычки, поддерживающей спину. Столовым доскам придаётся шести-восмиугольная форма. Их поддерживает одна точёная ножка в виде вазы, к которой с трёх сторон примыкают кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами. Резной скульптурный орнамент применяется на венчающих частях шкафов, этажерок и бюро-кабинетов. Во Франции мебель изготавливается их местных пород дерева, хорошо поддающихся резьбе, которое сплошь покрывается позолотой. Позолоченное или дорогое привозное (черное) дерево, инкрустированное серебром, перламутром, черепахой и т. д. остаётся излюбленным мебельным материалом на протяжении всего семнадцатого столетия. Особое распространение получается мебель в стиле буль (по имени мебельного мастера, основателя фирмы - Андре-Шарля Буля). Простая по форме, несколько тяжеловесная, такая мебель пресыщена орнаментацией. На широких плоскостях шкафчиков-кабинетов и шкафов для монет и медалей находит место инкрустация из тонких переплетающихся завитков. Середина панно занята композицией с человеческой фигурой, стоящей на постаменте. Затем преобладание получает инкрустация из черепахи, латуни, олова и серебра. Украшения из черепахи, наложенные на блестящий металлический фон, заключались в рамки, окаймлённые багетом из литой бронзы, золоченной сквозь огонь. Кресла, стулья, диваны имеют очень высокие спинки. Как правило в качестве обивочного материала употребляется гобеленовая ткань или бархат. Украшением служат бахрома, идущая по нижней кайме сиденья и крупные шляпки гвоздей, идущих по ребру спинки и по ободу сиденья. Диваны представляют собой как бы три, соединённые в ряд кресла. Их обивка, закрывающая деревянную конструкцию остова состоит из гобеленовой ткани насыщенных, ярких тонов, основные орнаментальные мотивы которой - крупные цветы, птицы, орнаментальные разводы. Столы - круглые и прямоугольные украшены в ножках бронзовыми бараньими головами или удлинёнными женскими головками с пышными причёсками, переходящими в завитки аканта. У стены ставились особые, прислонённые к стене консоли или консольные столы на двух или более ножках. Ширина их определялась шириною висящих над ними зеркал. Главное их украшение - резное подстолье, сплошь покрытое золочёной фигурной резьбой. Причудливо изогнутые ножки подстолья внизу скреплялись проногой, середину которой украшал либо картуш, либо герб владельца. Письменные столы гораздо строже. Ножки слегка изогнуты и "обуты" в бронзовые башмачки. В коробке подстолья прячутся ящики, средний больше, чем два боковых. Столешница выполняется обычно из дерева. В средней части она оклеивается красным или зелёным сафьяном с золотым тиснением по краям.