Шинуазри

В истории европейской интерьерной декорации можно найти немало примеров увлечения восточной экзотикой. Индийские, мавританские, японские

комнаты указывали на характер интересов и пристрастий хозяина, служили воспоминанием о дальних странствиях или, отдавая дань моде, изначально носили полушутливый характер.  Китайский стиль или шинуазри - китайщина вошёл в моду с 1720-х годов в эпоху рококо. После величия и пышности барокко с открытыми репрезентативными пространствами, в рококо с его любовью к роскошной и одновременно удобной обстановке, был создан особый тип камерных интерьеров. В китайском стиле декорировались, в основном, небольшие мужские кабинеты, будуары, гостиные, реже - спальни или столовые.    Эти интерьеры наряду с подлинными китайскими вещами украшались европейскими картинами, панно, шпалерами, ширмами, каминными экранами с китайскими мотивами. В шинуазри работали многие известные мастера того времени: прелестные китаянки бродили на полотнах Ф. Буше, необычайно популярна была "китайская" мебель французских  мастеров  М. Карлена, П. Мижона, Э. Мишара. Китайские мотивы - всевозможные геометрические плетёнки и ножки в виде птичьей лапы, сжимающей шар, украшали мебель английского мастера Томаса Чиппендейла. Оригинальный и изобретательный, камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, рококо легко усваивал любые  модные веяния, но шинуазри не был исключительно рокайльным явлением.

В Европе ещё в XVII веке высоко ценились как шитые, так и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Их привозили из Китая через Ост-Индскую компанию.  Традиционная технология обработки китайского шёлка для изготовления обоев была довольно трудоёмка. Пропитанные веществом, напоминающим свойствами крахмал, ткани протягивались между горячими валиками, что позволяло склеить между собой и уплощить нити. Благодаря такой обработке шелковые китайские ткани приобретали удивительно мягкий блеск. Краски для росписи изготавливались из малахита, лазурита и других минералов. Позже обои в стиле шинуазри начали производить и в Европе.   Обычно китайскими или псевдокитайскими шелками закрывали верхнюю часть стены, внизу проходил деревянный или керамический цоколь. Кроме тканей стены декорировались также лаковыми панно, как плоскостными расписными, так многослойными резными.  В Китае лак, использовавшийся и как защитный слой и в чисто декоративных целях, покрывал буквально всё - от письменных принадлежностей, мебели, посуды до музыкальных инструментов. Богатая роспись лаковых изделий, которая так нравилась европейцам, содержала полные символического смысла изображения драконов и змей, фениксов и птиц, картины пиров и охоты, а также утончённые пейзажные наброски. Изображения носили зачастую и благопожелательный характер:  цветущее персиковое дерево или скала - пожелание долголетия, летучие мыши - счастья, цветы пиона - знатности, дракон - власти. Изящество художественной росписи, мастерство внешней отделки, изысканность цветовой гаммы - всё это приносило изделиям из лака заслуженный успех и популярность. Кроме росписи в лаковых изделиях использовалась и резьба. Наложенный слой за слоем десятки раз китайский лак приобретал упругость, необходимую для художественной резьбы.  В такой технике изготавливались панно для стен и мебели и резная лаковая посуда. В 1730-х годах французские мебельщики братья Мартен изобрели цветные лаки, похожие на китайские и с этого времени интерьер шинуазри обогатился не только чёрно-красно-золотыми комодами и шкафами, но и жемчужно-голубыми и оливково-зелёными с золотой пудрой мебельными вставками и панно. Общую атмосферу утончённой роскоши дополняли всевозможные фарфоровые изделия подлинно китайские и европейские (делтфские фаянсы, мейссенский фарфор).

Шинуазри изначально вдохновлялся исключительно декоративными особенностями китайского искусства, оставляя в стороне его созерцательность и поэтическое художественное мышление. Но и этого уже оказалось достаточно для создания удивительно изысканных по цвету и фактурному разнообразию интерьеров.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий