Свои первые архитектурные опыты шотландский архитектор Чарльз Рени Макинтош начал в 90-е годы ХIХ века, когда Европу буквально покорил новый архитектурный стиль.
Во Франции его называли ар нуво, в Австрии — сецессион, в Германии — югендстиль, в России — модерн. Современный, молодой (что сказалось в его названиях) стиль отражал всеобщее стремление к новым, неведомым ещё формам. Путей было много. Средневековая, восточная, национальная архитектура, интерес к простой геометрии и использование металлических конструкций давали этому стилю возможность уйти от устаревшей классики. Будучи архитектором, декоратором, блестящим графиком, Макинтош в полной мере испытал в своём творчестве его влияние. В архитектуре Макинтош опирался на традиции сельского шотландского дома и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков. Наверное, поэтому его здания (публичные школы, частные дома, чайные и церкви) несут отпечаток сдержанного величия и некоторой суровости. При этом интерьеры, мебель, графика, рисунки для текстиля Макинтоша не имеют ничего общего с внешней суровостью его зданий. Они полностью соответствуют эстетике стиля модерн, с его гибкими линиями и процветшими стенами, элегантными металлическими решётками и цветными витражами. Однако истинного художника отличает почерк или творческая индивидуальность, которые, даже в рамках общего направления, позволяют обрести свой собственный стиль. Действительно, от привычных интерьеров модерна, пресыщенных орнаментальными формами и декоративными мотивами, интерьеры Макинтоша отличает простота и даже аскетизм. Причём простота чрезвычайно изысканная, где прямоугольные элементы соседствуют с плавными мастерски прорисованными кривыми, будь то арка, спинка стула или оконный проём. Именно такими были, ставшие образцом высокого стиля для многих поколений архитекторов, интерьеры чайной и школы искусств в Глазго.
Макинтош — один из немногих архитекторов, не боявшихся экспериментировать с цветом. И здесь ему нет равных. Абсолютно белые интерьеры чайной комнаты «Люкс» или жилых комнат «Хилл Хауза» дополненные сдержанно розовыми и графически чёрными деталями — образец элегантного обращения с цветом. Спокойные золотисто-охристо-коричневые интерьеры библиотеки и кабинета директора в школе искусств — воплощение натуральной цветовой гаммы. И на фоне этой, весьма сдержанной палитры экстравагантная, даже по сегодняшним временам, полосатая сине-белая гостевая спальня особняка в Нортхамптоне или чайная «Землянка» кажутся просто «цветовым разгулом». Графически чёрные стены и потолки чайной оживляются геометрическими декорациями изумрудно-зелёного и царственно-голубого цветов. Канареечно-жёлтые скамьи — ослепительно яркое включение в этот интерьер. Возможно, секрет притягательности декораций Макинтоша кроется ещё и в том, что они так не похожи друг на друга.
Стиль Макинтоша сложно охарактеризовать однозначно. И даже перечисляя его элементы — элегантная строгость линий, цвет, значимость деталей, в общем, мы придём всё к той же изысканной простоте, которая до сих пор не потеряла своей актуальности.