Гауди

Постройки Гауди настолько не похожи друг на друга, что кажутся творениями разных мастеров. При этом чрезвычайно сложно выявить все истоки его творчества.

Обычно говорят о каталонской готике, мавританском стиле, узорном испанском барокко. Но нельзя забывать и о народном искусстве Каталонии - колоритное и  многоцветное, оно не могло не сказаться в его творчестве. Отмечая яркий талант Гауди, друг архитектора Иаким Торрес Гарсиа назвал его большим каталонцем, чем все каталонцы.  Барселона, где жил и работал Антонио Гауди-и-Корнет в 1880-х - 1920-х годах , была не только артистической столицей, но и городом с многовековыми культурными традициями.  Одна из которых была привнесена в период мавританского господства. Пышная и изысканная культура арабского Востока, богатая орнаментом и цветом стала одним из важнейших мотивов в творчестве Гауди. Поэтому его архитектура особенно декоративна. Её украшают цветной орнамент и скульптура, глазурованные плитки и кованные решётки.  Такой была летняя резиденция Мануэля Висенса - первая постройка Гауди в Барселоне, похожая на дворец из "Тысячи и одной ночи", где за экзотическим восточным фасадом скрывается вполне европейский модерн. В принципе, такую стилистическую пестроту вполне адекватно было бы назвать эклектикой, если бы не связующая всё и вся особая пластика Гауди. Речь идёт даже не о декорации (хотя орнамент Гауди всегда изысканно пластичен), а об особых принципах формирования фасадов и объёмов, при котором здания кажутся огромными скульптурами.

Вместе с тем "пластицизм" Гауди вдохновлён ещё и природными формами. В Барселоне есть дома, фасады которых напоминают волнующуюся водную поверхность, а их чешуйчатые крыши - спины драконов. Интерьеры Гауди также наполнены природными аллюзиями: решётки - паутины, сталактитовые своды и, безусловный шедевр мастера - лестница в доме Батло, где гибкий хребет фантастического существа служит опорой для перил.

Такие, кажущиеся скульптурными формы, наверняка было сложно реализовать, не отступая от первоначального проекта. Но Гауди, подобно средневековому мастеру, вёл всю проектную работу сам и непосредственно руководил строительством, внося в процессе необходимые изменения. Средневековье как принцип организации работы или как декорация всегда присутствовали в творчестве Гауди. Вспомнить хотя бы строгие, наполненные светом и воздухом "готические" коридоры школы ордена Св. Терезы, выходящие длинными окнами во внутренний двор.  Фантазиями на средневековые темы проникнуты и интерьеры летней резиденции Марии Сагуес. Впрочем, фантазиями настолько вольными, что в плывущих формах потолка с трудом узнаются жёсткие рёбра нервюрных сводов средневековых храмов, а цветное окно - лишь воспоминание о круглом витраже - готической розе.

Потолки - ещё одна особенность стиля Гауди. Кажется, что он не перестаёт изобретать различные перекрытия и весь предыдущий архитектурный опыт - лишь скучная "база" для его экспериментов. Даже любимые архитектором кессонированные потолки каждый раз разные. То они украшены в шестигранниках изящной резьбой, то конструктивно разделены на ромбы или квадраты и единственным украшением служат металлические накладки.

Изобретательной натуре Гауди была свойственна необычайная смелость в создании новых форм. Интуиция в сочетании с рациональностью, внимание к деталям, нарядная декорация при "свободной лепке" архитектурной формы - черты стиля Гауди, который и сегодня оказывает влияние на современную архитектуру.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий