Стиль Бидермейер в интерьере
Ампир со своими прямолинейными формами и бронзовыми накладками обслуживал преимущественно царские и императорские дворы.
Провинциальная аристократия и среднее сословие придерживается более сдержанного стиля, который в Германии и Австрии называют стиль Бидермейер. Название произошло от карикатур и умильных стишков в художественных журналах, высмеивающий мещанский вкус некоего придуманного господина Бидермейера. Однако, несмотря на резкие выпады, этот стиль был особенно популярен в 1820-40-х гг., а в больших или меньших вариациях дошёл и до конца столетия. Жизненность мебельных форм бидермейера проверена временем, многие его формы и до сих пор являются актуальными. Если говорить о живописной культуре, то в моду входят умильные картинки читающих или музицирующих детей, небольшие натюрмортики и мелкими цветами, птичками и фруктами, иллюзорно написанные веточки смородины или крыжовника с капельками росы, разного роды живописные обманки. Мелкая пластика, украшающая комодики и столы изображает в основном мир детства и простые радости жизни. Более строгие интерьеры украшались бронзовой анималистической пластикой. Особенно были популярны сцены охоты и этнографические зарисовки.
Интерьер:
Говоря об интерьере необходимо уточнить, что бидермейер как таковой существовал в Австрии и Германии, иногда говорят о бидермейере в контексте Англии, Франции, России. Но более логично разделять этот стиль на две ветви. Скажем просто классика XIX века - аристократический, но менее пышный, чем придворный, интерьер и интерьер, который мы видим на картинах Федотова - купеческие комнаты, украшенные со всем старанием и тщательностью, однако всё равно остающиеся купеческими. Полы и в том и в другом случаях чаще всего досчатые, иногда с половиками и коврами на них. Потолки могут быть довольно простыми, могут включать в себя небольшие элементы лепнины (центральная пышная розетка и т.д.). Стены закрываются обоями или тканями, причём наряду с шёлком в моду входят более дешёвые и пёстрые ситец и репс. Эти же материалы оформляют мебель для сидения. Крупный цветочный декор может соседствовать с более строгим полосатым рисунком. Вообще вся обстановка стремиться к удобству, уюту. Это очень камерные интерьеры с массой любимых предметов, размещённых на полках, этажерках и столах.
Мебель:
Это была более скромная, чем в предыдущую эпоху мебель. Преимущественно изготавливалась она из берёзы, ясеня или липы. Иногда её фанеровали, но чаще подкрашивали под красное дерево. Резные (плоской резьбы) декорации чаще всего красились в чёрный цвет или золотились. Это был ампир, переделанный в сторону большего удобства. Действительно от ранней классики её отличает и открытая фактура дерева и раскидистые формы, которые принёс ампир. А от ампира эта мебель отличается не только простыми материалами и меньшей декоративностью, но и всё тем же стремлением к удобству. Собственно пушкинская эпоха совпадает по времени с европейским бидермейером. Ещё больший уют обстановке придают всевозможные типы диванов и соф. Особенно популярна в стиле бидермейер мебель с выдвижными ящичками, в виде шкафов, комодов, рабочих столиков, секретеров, а так же всевозможные этажерки, трельяжи, подставки и корзины для цветов.